Каникулы на Кавказе
Вот и завершилась очередная поездка студентов и преподавателей исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова по программе, разработанной и реализованной студентами направления «Туризм» в рамках их учебного процесса.
На этот раз путешественники направились в экзотические для жителей Центральной России Ингушетию и Северную Осетию. И если с Осетией среднестатистический россиянин имеет хотя бы какие-то ассоциации (от несравненного дирижера Валерия Гергиева до знаменитых осетинских пирогов), то Ингушетию, пожалуй, можно назвать одной из самых малоизвестных республик России. А вместе с тем зря.
Наше путешествие началось именно с Ингушетии. Самая маленькая республика в России (в 10 раз меньше Ярославской области!), но при этом самая густонаселенная и самая мононациональная… Ингуши – самый плодовитый народ России. Использование превосходной степени можно продолжить, но лучше посмотреть своими глазами на самую молодую и самую маленькую региональную столицу в России – 7-тысячный город Магас.
Вечерний Магас встретил яркими огнями, великолепными Аланскими воротами и Башней Согласия и футуристическими автобусными остановками, не только отапливаемыми, но и оборудованными телеэкранами, Wi-Fi, USB-зарядками. Вот бы так во всех городах России!
На следующий день нас ожидала самая красивая – горная Ингушетия. Галгаи – жители башен – так называют себя ингуши, и это не случайно. В XIV-XVIII веках горы Ингушетии сокрылись сотнями родовых башен различных типов и конфигураций. Мы посетили самый большой башенный комплекс – Эргхал (насчитывает более 60 башен), самый фотогеничный – Таргим и, наконец, самый знаменитый – Вовнушки, попавший в 7 чудес России. А под конец пообедали в высокогорном ресторане «Легенда гор» на высоте почти 2000 метров!
Вечером мы оказались в единственном в Горной Ингушетии санатории – «Армхи». Назван от так по реке, в долине которой расположен. Из санатория открываются потрясающие виды на горы, а в самом санатории – канатная дорога, бассейн, горнолыжная трасса и ресторан ингушской кухни «Эрзи», где мы не только вкусили местной гастрономии, но и потанцевали кавказские танцы.
С грустью расставались мы с Ингушетией. А впереди нас ждал Владикавказ – первый русский город в этом регионе. Владикавказ порадовал теплой погодой, живописными улочками с памятниками знаменитым людям, связанным с этим городом (Вахтангов, Булгаков, Пушкин…) и, конечно же, великолепным мастер-классом по изготовлению осетинских пирогов в исполнении директора Торгово-экономического колледжа и известного осетинского ресторатора Валерия Батразовича Абиева.
В последний день нашего путешествия по Центральному Кавказу мы направились в Куртатинское ущелье, где увидели живописные ущелья, выдолбленную в скале крепость в селе Дзивгис, побывали в языческом святилище Дзуаре и в самом высокогорном монастыре России – Успенском Аланском. А после вкусного кавказского обеда мы по извилистой горной дорожке проехали в одно из самых загадочных мест мира – Даргавс, известное еще как «город мертвых». Почти в сотне склепов XVI-XIXвеков, напоминающих миниатюрные домики, находятся останки бывших жителей гор, открытых для обзора. Некоторые из них по каким-то причинам мумифицированы. Жуть…
А напоследок мы проехали по печально известному Кармадонскому ущелью, в котором в сентябре 2002 года погиб известный российский актер Сергей Бодров. Оборвавшийся тогда ледник Колка пролетел по ущелью более 10 километров, оставив стесанные глыбами льда и камнями скалы и напоминание о хрупкости человеческой жизни перед стихиями природы.
И все же Кавказ подарил нам яркие незабываемые эмоции – фантастические горные пейзажи, многочисленные средневековые древности, разнообразные по характеру города и, главное, гостеприимные люди – все это надолго оставит в памяти Центральный Кавказ!
Спасибо студентам 4-го курса Дмитриевой Анастасии, Балдычевой Наталье, Кривенковой Полине, Ланцовой Светлане, Щекочихиной Юле и Пайковой Кристине, разработавшим данную программу. Спасибо – и до новых поездок, которые ежегодно совершают студенты направления туризм благодаря проектному практикоориентированному характеру обучения на данной специальности.